Московский международный кинофестиваль

ММКФ

Своим появлением Московский международный кинофестиваль (ММКФ) обязан Венецианскому фестивалю. В конкурс Мостры 1934 года попали сразу несколько советских фильмов – в частности, "Три песни о Ленине" Дзиги Вертова, "Веселые ребята" Григория Александрова, "Окраина" Бориса Барнета и другие. Советским кинематографистам даже дали приз Почетный кубок, а заодно подали и идею организовать в своей стране нечто подобное.

Первый ММКФ стал громким событием культурной жизни страны. В жюри председательствовал Сергей Эйзенштейн, в конкурсе участвовали классики: "Хлеб наш насущный" Видора, "Клеопатра" де Милля, "Маленькие женщины" Кьюкора, "Частная жизнь Генриха VIII" Корды... Несмотря на явные симпатии к идеологически близкому кино, в целом создалось впечатление, что в капиталистических странах фильмы не такие уж плохие. Один из призов тогда получил знаменитый француз Рене Клер, а другой – мультфильм Уолта Диснея. Но идея с фестивалем на том и заглохла - началась война, и стало совсем не до кино.

ММКФ возродился лишь спустя 24 года, в 1959 году, – с этого момента и ведется отсчет его новой истории. Категорию "А" он получил в 1972-м, встав, таким образом, в один ряд с фестивалями в Каннах, Берлине, Сан-Себастьяне, Венеции.

Между тем, ММКФ всегда отличался скандалами, причем довольно странными. Без склоки не обошлось даже в далеком 1935-м. Тогда комсомольский поэт Александр Безыменский схлестнулся с режиссером Григорием Александровым и композитором Исааком Дунаевским – лирику показалось, что музыка из комедии "Веселые ребята" (кстати, лауреата Венецианского кинофестиваля) напоминает нотки американской фестивальной ленты "Вива Вилья". Вмешался сам Сталин – как ни странно, никого не расстреляв. Он просто признался в любви к "Веселым ребятам".

На протяжении практически всего существования фестиваля существовала неписанная установка - отечественный фильм не только должен был непременно участвовать в конкурсе, но и быть награжденным. Поэтому в 1963 году случилась неприятность: на фестиваль приехал фильм Феллини "Восемь с половиной", который заслуживал приза больше, нежели советская картина "Знакомьтесь, Балуев!". Жюри под председательством Григория Чухрая пошло на подвиг и отдало приз Феллини, проигнорировав партийные указания. В результате разборок на уровне ЦК КПСС Большой приз отменили, ввели вместо него три равноценных, но разных Золотых приза: один для советских фильмов, другой для соцстран или дружественных государств, а третий – для талантливых капиталистов.

Тенденции ММКФ горбачевского времени изобиловали другими странностями. Здесь повадились вручать призы в качестве благодарности за то, что режиссер-звезда согласился приехать со своим фильмов на фестиваль. В 1987-м таким стал все тот же Феллини с "Интервью" – картиной, явно проигрывающей очевидному зрительскому фавориту, фильму "Курьер" Карена Шахназарова.

Забавные оказии случаются до сих пор. В России легко могут не купить в прокат фильм, обласканный и жюри, и симпатиями зрителей ("Божественный свет" Мигеля Эрмосо, победитель ММКФ 2003). Вручать награды тому же Эрмосо может Стивен Сигал. Могут одновременно пригласить двух див французского кино Жанну Моро и Анни Жирардо, что не кажется очень уж корректной комбинацией. Впрочем, пока нельзя жаловаться на отсутствие интереса к фестивалю. ММКФ – по-прежнему кино мира глазами россиян, хоть фестиваль и не прекращает играть с собственным авторитетом.

Источник: kinoproducer.ru

Премии

Антигерои

Мозаика

Полезное